CбИС++ «БИТ»
   О ПРОГРАММЕ   
   О КОМПАНИИ   
   ЗАГРУЗИТЬ   
   ДОКУМЕНТАЦИЯ   
   · Руководство пользователя 
   · СБиС news
   · Статьи
   · Функции
   ПРАЙС-ЛИСТ   
   ВАКАНСИИ   
   АВТОМАТИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ   
СБиС news №49 от 25.07.01

Содержание

Производство. Что новенького?

Пробежимся по верхнему меню версии 1.9, чем оно отличается от более ранних версий? Акты брака, незавершенное производство, описание и характеристики изделий – не так уж и много. Давайте копнём поглубже – кто знает, может, это немногое решает большие задачи.

Итак, какие цели мы перед собой ставили, и что из этого получилось?

Описание многовариантных составов

Многим известна задача – составить описание изделия, имеющего множество модификаций. Возьмём, например, производство мягкой мебели, скажем дивана. Одна и та же модель дивана может иметь различные виды обивки и варианты комплектации (например, с подлокотниками или без них). Как нам в удобном виде описать все возможные модификации дивана, принимая во внимание еще и то, что ряд из них мы, может, и производить то никогда не будем. Для этого в версии 1.9 создан специальный механизм описания шаблонов (видов) изделий.

В меню «Справочники» появился новый пункт – «Описание изделий». Именно здесь теперь и можно задать полную информацию о составе изделия со всеми возможными модификациями. Описание состава можно делать не только на уровне одного изделия, но и на уровне группы. В этом случае все записи об изделиях, помещенные в такую группу будут как бы наследовать состав, определенный в самой группе. Технология во многом аналогична наследованию параметров в документах и лицах. Так же как и для параметров, состав, определенный на уровне группы, может быть видоизменён на уровне одного изделия, входящего в эту группу.

Отбор состава изделия, соответствующего конкретной модификации реализуется при помощи механизма характеристик, заключающегося в следующем. В справочнике «Характеристики изделий» определяются виды характеристик типа «цвет изделия», «вариант исполнения» и т.п. Здесь же задаются и возможные значения этих видов характеристики (например, для цвета – зеленый, красный, синий). При описании состава можно задать условия вхождения того или иного компонента в зависимости от значения конкретных характеристик (например, если цвет красный, то используется такая-то ткань, если синий - то такая). Эти условия мы задаем на уровне группы изделий, и таким образом как бы описываем всевозможные модификации этого вида изделия (например, определяем артикул ткани в зависимости от цвета, определяем комплектацию в зависимости от варианта исполнения). На уровне отдельного изделия, помещенного в эту группу, мы уже не будем описывать заново состав, а лишь укажем конкретные значения характеристик (например, синий диван с подлокотниками), а программа сама рассчитывает, какой состав должно иметь наше изделие.

Эти механизмы распространяются не только на состав материалов, входящих в изделие, но и на работы, использующиеся при производстве данного изделия. Таким образом, мы можем в удобном виде описать весь технологический процесс изготовления изделия и его модификаций.

Планирование и расчёт себестоимости

Документы планирования были в программе и раньше, но лишь в версии 1.9 появилась возможность не только определить количественный план выпуска продукции, но и в полном объеме рассчитать плановую себестоимость производимой продукции. Как это сделать?

Прежде всего, мы определяем, что и в каком объеме планируется произвести, и заносим это в план. Затем фиксируем в плане состав материалов и комплектующих для производства этих изделий. Ну и, наконец, запускаем правило операции, в котором рассчитываем плановую себестоимость. В таком правиле мы имеем доступ к следующим данным:

>  Состав и сумма материальных затрат на изделие

>  Состав и нормы на операции, используемые при производстве этих изделий и как следствие к зарплате основных рабочих.

>  К различным коэффициентам, заданным в виде параметров для данного изделия (например, расход энергии и т.п.)

Кроме того, привязав к плану один или несколько бюджетов на планируемые косвенные затраты, можно в правиле операции раскидать эти суммы в какой-то пропорции на каждое изделие в отдельности.

Вот и всё! Все данные для расчёта себестоимости есть, как их использовать, мы намекнули. Остальное – это лишь искусство написания правила операции.

В версии 1.9 реализован механизм расцеховки общезаводского плана. На основании плана завода для каждого цеха выписывается отдельный план, ссылающийся на общезаводской план, и в него переносятся только те компоненты изделий и полуфабрикаты, которые производятся или обрабатываются в данном цехе. Цеховой план служит основанием для планирования потребностей именно этого цеха в материалах и полуфабрикатах. Более того, используя цеховые планы, можно более точно рассчитать плановую себестоимость изделий.

Учёт незавершёнки

Новый вид документа позволяет в удобном виде внести итоги инвентаризации незавершённого производства. Для этого необходимо просто ввести изделие и этап работ, на котором оно находится. По этим данным программа рассчитает, какие и сколько материалов могут быть уже списаны на производство этих изделий, а также какая сумма зарплаты основных рабочих уже может быть включена в стоимость.

Учёт брака

Какие задачи мы хотели решить, создавая вид документов акт брака?

>  Зафиксировать этап работ, на котором возник брак и его виновника.

>  Зафиксировать этап, на котором этот брак был обнаружен.

>  Рассчитать на основании этих данных, какие материалы должны быть списаны на бракованное изделие, и списать их.

>  Рассчитать себестоимость бракованного изделия с учётом зарплаты основных рабочих и других параметров и сделать соответствующие проводки.

Получилось у нас или нет – судить Вам.

Лимитки

Как обычно происходит процесс отпуска материалов в производство? Некая служба по плану выпуска продукции рассчитывает потребность в материалах для цеха (обычно либо отдел снабжения, либо производственно-диспетчерский). На основании этих потребностей формируются лимиты на отпуск материалов – лимитно-заборные карты. На каждый материал выписывается одна карта, в которой указывается, какое количество может быть выдано этому цеху. В течение месяца по этим документам цех получает соответствующие материалы, причём по каждой лимитке материал получается несколькими порциями. Каждая операция выдачи заносится в лимитку отдельной строкой, с указанием даты и количества. Расходные накладные в этом случае могут не выписываться – лимитка является полноценным оправдательным документом. Таким образом, лимитка выполняет две функции: определяет максимальное количество материала, которое можно по ней получить и фиксирует отдельные операции выдачи.

В отличие от других документов лимитка имеет определенные особенности списания со склада. Обычный документ осуществляет списание со склада только после закрытия документа – в лимитке каждая строка списания может закрываться независимо. При этом не формируются проводки, и не происходит полноценного расчёта себестоимости – эти операции будут выполнены как обычно, после общего закрытия документа. Независимое закрытие отдельных строк позволяет организовать оперативный контроль за складскими остатками.

Общая схема работы (ну очень коротко)

Итак, как нам видится один из возможных примеров общей схемы документооборота по учету производства.  Схема реализует учет продукции по плановой себестоимости с использованием 37-го счета.

Изначально в программе, помимо реальных складов, создаются виртуальные склады для каждого цеха. Они будут нужны нам для учёта незавершёнки и списания материалов.

В начале периода экономический отдел формирует ориентировочный план выпуска продукции (обычно квартальный), формирует бюджеты косвенных затрат по подразделениям и рассчитывает плановую себестоимость продукции.

Перед началом каждого месяца отдел сбыта формирует реальный общезаводской план выпуска готовой продукции (без конкретизации состава). Производственный отдел заполняет в уже подготовленном плане информацию о составе изделий и закрывает документ «план». На основании этого документа тот же производственный отдел формирует цеховые планы, и уже на основании этих планов формируются лимитки на получение материалов для соответствующих цехов.

Ежедневный выпуск готовой продукции в цехах оформляется приходными накладными по плановой себестоимости (Д40-К37). Операции по получению материалов для производства оформляются либо лимитками, либо внутренними перемещениями –  в любом случае суть документа должна заключаться в перемещении материала с реального склада на виртуальный склад цеха.

В конце месяца на основании цеховых планов, формируются акты сборки на всю выпущенную продукцию. В этих актах ставится признак «без прихода», т.е. они фактически только будут осуществлять нормативное списание материалов и формировать проводки «Д37-К20».

В цехах проводится инвентаризации незавершёнки и формируется соответствующий документ. По результатам отклонений формируются проводки «Д37-К20» на сумму отклонений по зарплате основных рабочих. На основании акта незавершёнки формируется акт инвентаризации и делается такая же проводка, но уже на сумму отклонений по материалам.

Заполняются фактические показатели в бюджетах косвенных затрат (обычно рассчитываются правилом операции). Формируются документы «Калькуляция себестоимости» с признаком без прихода и с бюджетами в качестве основания. На основании прямых и косвенных затрат в актах калькуляции рассчитывается фактическая себестоимость продукции. Эти данные используются лишь справочно, никаких проводок по документу не формируется.

Ну а дальше – дальше чистая бухгалтерия.

Сергей Уваров (serg@tensor.ru)


<<< Предыдущий выпуск | Архив выпусков | Следующий выпуск >>>